Формирующее оценивание:  опыт внедрения во внеурочной деятельности по информатике

В рамках реализации программы внеурочной деятельности в начале ноября 2022г. в училище было проведено совещание-семинар «Мониторинг образовательных результатов внеурочной деятельности кадет». Преподаватель информатики Щигал Е.С. представила свой опыт внедрения формирующего оцениванию во внеурочной деятельности по информатике.

MK4_9982 MK4_9972

Елена Сергеевна рассказала о том, что  преподавателями информатики был разработан сквозной курс «Школа программирования» для 5-11 классов и возникшей проблеме отслеживания результатов на каждой ступени освоения данной программы.

Оценивание результатов внеурочной деятельности носит принципиально иной характер по сравнению с оцениванием результатов освоения основных предметных программ. В отличие от традиционного оценивания, где отметка выставляется за соответствие результатов кадета результатам, описанным в стандарте, во внеурочной деятельности нужно оценить уровень достижений кадета, чтобы наметить пути его дальнейшего развития, провести корректировку образовательной траектории.

Так как занятия внеурочной деятельностью кадеты выбирают в соответствии со своими склонностями и интересами, то оценивание результатов должно мотивировать, подстегивать интерес к изучению внеурочного курса, улучшать качество учения. Оценивание результатов внеурочной деятельности не должно выражаться отметкой. В данном случае, наиболее подходящим будет использование методов формирующего оценивания.

Формирующее оценивание – это педагогическая технология, цель которой – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение и развитие. Формирующее оценивание встроено в процесс преподавания и учения и в его основе лежит обратная связь от учителя и самооценка учащихся.

Существует много различных инструментов для получения кадетом обратной связи, среди них много цифровых онлайн-сервисов.

1Учителя информатики на своих занятиях используют онлайн-среды, позволяющие кадету получать моментальную обратную связь в процессе обучения. Так, на сайте «Питонтьютор», через тестирование написанных учеником программ, можно сразу же определить ошибки в решении задачи, провести их анализ и, при необходимости, совместно с учителем устранить проблемы в освоении темы.

2Кроме этого, можно осваивать темы курса программирования в своем собственном темпе, выполняя задания в любом порядке: выполненные правильно задания, отмечаются в списке зеленым цветом, а задания, выполненные с ошибками – красным. Таким образом кадет видит свой прогресс.

Обсуждение учебных целей с учениками: основная цель для всех кадет — участие в различных конкурсах и олимпиадах по программированию. Для подготовки к олимпиадам, а также отслеживания прогресса в решении задач, учителя информатики используют много специализированных ресурсов. Например, сайт «Школа программиста», где каждый зарегистрированный кадет имеет возможность сохранять свои решения и тестировать их. Это позволяет кадету самостоятельно оценить свой уровень подготовки и совместно с учителем спланировать дальнейшие шаги в обучении.3

Ресурсы, используемые педагогами информатики, позволяют видеть стадию продвижения каждого кадета в освоении учебного материала, а также накапливать информацию о результатах кадет, и сформировать по итогам учебного года портфолио достижений каждого кадета.

Для сбора данных о текущих успехах кадет можно использовать и другие цифровые ресурсы, которых на данный момент существует достаточно много.