Делимся мастерством

С целью выявления лучших практик применения электронного обучения в образовательном процессе, развития инициативности и творчества среди педагогических работников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации Тульское суворовское военное училище организовало конкурс дистанционных уроков.

4 2

1От нашей кафедры в этом конкурсе приняла участие преподаватель технологии и робототехники Прилепина Анна Васильевна. Ею был спроектирован дистанционный урок для шестого класса по теме «Механические передачи» из модуля «Робототехника». Помимо теоретической части в форме видеолекции, предусмотрена практическая часть в форме теста и практическая работа.

Основная цель урока — дать представление о способах передачи крутящего момента на расстояние и применить полученные знания на практике.

Тема «Механические передачи» является не только одной из основополагающей тем в робототехнике, которая является модулем предмета «технология», но и одной из сложнейших тем в инженерно-техническом направлении. Значимость и актуальность темы можно также подчеркнуть особой ролью робототехники в целом и механики в частности в деле обеспечения национальной безопасности и обороны. Ведь вооруженные силы, оснащенные перспективными типами и образцами завтрашнего дня, обладают неоспоримым интеллектуально-технологическим преимуществом над противником. Учитывая специфику Училища, его ценностно-нравственные и профессиональные ориентиры, Анна Васильевна считает, что тема важна и необходима для изучения и моделирования реальной боевой техники и ее механизмов.

 3Так как тема «Механические передачи» изучается в шестом классе, то необходим доступный и наглядный материал, учитывающий возрастные особенности учащихся. Учитывая, что урок должен носить дистанционную форму, при объяснении материала в большом количестве используются наглядные средства обучения: изображения, схемы, видео и д.р.

Форма «Постановочная запись урока без участия обучающихся (воспитанников) с привлечением доступных электронных и технических средств» выбрана для демонстрации возможности доступного и понятного объяснения сложной темы с применением знакомых, простых информационно-коммуникационных технологий, которые находятся в арсенале любого преподавателя. Если бы привлекались обучающиеся, то временные рамки занятия (10 минут) не позволили бы преподнести материал в целостности, единстве и системности.

Урок построен по технологии системно-деятельностного подхода с применением проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий. В дистанционном уроке можно выделить структурные элементы системно-деятельностного подхода: 1. организационный момент; 2. актуализация знаний; 3. подведение к теме, выделение цели и задач урока; 4. проблемное объяснение с использованием моделей и схем; 5. самостоятельная работа с самопроверкой (тестирование с возможностью найти и исправить ошибку); 6. первичное закрепление знаний (решение задач); 7. закрепление изученного материала (практическая работа); 8. итоги занятия, рефлексия учебной деятельности. Проблемное обучение отражается в сочетании самостоятельной познавательно-поисковой деятельности учащихся при выполнении практической части занятия с учетом целеполагания и принципа проблемности. В занятии учтен дифференциальный подход: присутствуют задания повышенной сложности для обучающихся, заинтересованных в участии в соревнованиях и олимпиадах по робототехнике.

При проведении урока учтены межпрежметные связи с математикой, физикой, русским языком.

При подготовке к уроку и его проведении использовались ресурсы:

  1. Персональный компьютер, камера, микрофон.
  2. Программа для подготовки презентации (Power Point);
  3. Программа для проведения конференции (Zoom). Использовалась для записи урока, образца сборки с помощью конструктора Lego, образца сборки с помощью бесплатной программы виртуального конструктора Lego Digital Designer.
  4. Программа Online Test Pad – образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий, с помощью которого был создан on-line тест «Механически передачи».
  5. Ресурсы сети интернет: рисунки, схемы, примеры передач.
  6. Робототехнический конструктор LEGO Mindstorms Education EV3.

Для устойчивого овладения знаниями по теме «Механические передачи» обучающимся рекомендуется в теоретической части останавливать видео (возвращаться назад) в случае неясности момента. Перед выполнением практической работы обучающимся даются рекомендации и ссылки на образцы выполнения задания с использованием конструктора или программы Lego Digital Designer.

Для желающих оценить получившейся электронный ресурс приведена ссылка на урок: https://disk.yandex.ru/i/puyn-DAkofB7Ww.

Будем надеется, что жюри конкурса по достоинству оценит работу Прилепиной А.В. Результаты узнаем в конце апреля.