Ожившая механика в Первом президентском

В гостях у преподавателей информатики и технологии Оренбургского президентского кадетского училища побывал тренер Челябинской команды робототехников, автор учебников по программированию роботов Дмитрий Николаевич Овсяницкий.

img_0658 img_0663

Дмитрий Николаевич открытый, веселый и разносторонний человек. Он имеет два высших образования – инженерное и юридическое, работает как в высшей школе, так и с детьми школьного возраста. Вот как начиналась его карьера тренера:

Началось все с того, что в нашей семье родился сын. Когда он подрос, мы повели его во Дворец пионеров в кружок робототехники под руководством прекрасного педагога и инженера Павла Сергеевича Коломийца. Но мест в кружке уже не было. Тогда нам предложили самостоятельно продемонстрировать способности и доказать, что мы достойны. Таким образом, роботами заинтересовалась вся семья. Это было достаточно давно, а в настоящее время я тренирую свои команды, консультирую другие Челябинские команды и, img_0640хвалиться не очень хорошо, но успехи действительно есть. Среди команд с которыми я работал — финалисты Всемирной олимпиады роботов, чемпионы Челябинской области и вице-чемпионы России. В конце 2015 года мы заняли первое место в сетевом конкурсе проектов WorldSkills. Еще одно достижение — мы выпускаем книги по программированию и книги – инструкции по сборке роботов.

П.А. Трофимов: В какой последовательности Вы ведете обучение робототехнике? Что первично механика или программирование?

Занятия проводятся индивидуально или в малых группах. На первом занятии учащимся рассказывается, что конструктор сделан из пластика, поэтому для хранения его нужно оберегать от воздействия солнечных лучей, губительных для него. Далее мы рассматриваем жесткость конструкций. На последующих занятиях добавляем немного программирования: сначала вручную, передвигая тележку, ученик делает выводы о том, как колеса вращаются на поворотах, и изучают команды для выполнения этих поворотов самим роботом. Таким образом, постепенно в сознании ребенка формируется неразрывная свimg_0657язь программного и аппаратного обеспечения. Любого робота мы рассматриваем прежде всего как ПАК — программно-аппаратный комплекс.

П.А. Трофимов: Как Вы мотивируете опытных школьников? Ведь многие из них начинали заниматься робототехникой потому что там Лего, а уходят, например, в 8 классе тоже потому что Лего.

Дети вырастают из Лего. Это факт. И чтобы поддержать их интерес мы начинаем работать с датчиками, двигателями и деталями других фирм, а не только Лего. В тоже время мы продолжаем использовать интеллектуальный блок от Лего. Знание программирования позволяет ученикам управлять новыми устройствами. Тем более, что мы научились подключать к блоку Лего практически любой тип двигателя.

Дмитрий Николаевич представил свои новые книги и технические разработки.

img_0651 Книги – это наши семейные проекты, я бы не называл их учебниками, это учебные пособия. все строится по следующему плану – идея, техническое решение, алгоритм движения, программирование, доработка, откатка на поле, внесение в книгу. Сейчас пишет один человек, остальные два ползают вокруг, затем каждый читает и вносит правки. Но канва остается за главным автором. Он у нас первый в списке. Точнее, в одних книгах он, в других она. Обсуждаем идеи в любое время дня и ночи, за ужином, завтраком и обедом, благо далеко ходить не надо.