Эволюция школьной информатики

В этом году школьной информатике исполняется 30 лет. Это повод вспомнить историю появления предмета, попытаться понять логику его развития, а также перспективы с позиции сегодняшнего уровня развития информационных технологий.

b18af94ed3c05df650825f5b74ffe5b6

Появлению в 1985 году в общеобразовательной программе СССР предмета «Основы информатики и вычислительной техники» предшествовала приблизительно 25-летняя предыстория. Во время реформы общего образования начала 1960-х была введена профессиональная подготовка в старших классах. Одним из множества направлений подготовки была специальность «вычислитель-программист». Ученики специально созданных математических классов успешно осваивали программирование для ЭВМ. В целом такая практика не была распространена и встречалась в основном в крупных университетских городах.

В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.

ph_20081208_ershovПоявление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы. Кроме того, лозунг Ершова («Программирование – вторая грамотность») был, к сожалению, воспринят преподавателями дословно, хотя из доклада с вышеупомянутым названием можно понять: под программированием академик понимал искусство управления компьютером в целом.

Новый этап развития предмета начался с 1993 г. после принятия Закона об образовании РФ. Название предмета изменилось с ОИВТ на «Информатика», изменилась и концепция обучения: из ознакомительного курс превратился в основной.

Одной из последних перемен было изменение название предмета на «Информатика и информационные технологии».  Целью обучения данному курсу является овладение информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.

В настоящее время не существует единого, основополагающего представления о том, какой должна быть информатика в школе. Поэтому зачастую на уроках информатики установка дается только на инструмент работы с информацией – компьютер. «Главная цель курса – развитие алгоритмического стиля мышления», — считает А.Г. Кушниренко, советский и российский специалист в области информационных технологий. «Умение обращаться с компьютером или знание конкретных программных систем не входит в непосредственные цели курса». Иными словами, целью школьного курса информатики сегодня является не столько подготовка пользователя-оператора, сколько развитие и воспитание творческой личности, а это невозможно без углубленного изучения алгоритмизации и программирования.