Урок обобщения материала по теме «Основы математической логики» прошел в форме практикума решения межпредметных интегрированных задач.
Трудно заинтересовать ученика абстрактными понятиями, тем более невозможно заставить его выучить материал, если он не понимает цели его изучения. Обобщающий урок информатики в 8 классе Колодинская Варвара Ивановна начала с постановки проблемного вопроса о поиске связи между электриком, юристом и программистом. Ответ на этот вопрос кадеты получили, решая задачи, связанные с использованием логических схем.
Для понимания функционирования логических схем использовался конструктор «Знаток». С его помощью были собраны схемы инвертора, конъюнктора и дизъюнктора. Кадеты вспомнили, что опыт работы с конструктором получили в младших классах, тем не менее у них получилось не только вспомнить основные правила сборки схем, но и применить эти знания в новых условиях. На основе собранных схем были сделаны выводы о работе электрических устройств, простых электронных приборов, таких как светофор и сделано обобщение о функционировании микропроцессоров.
Следующим этапом стало рассмотрение олимпиадных задач по обществознанию, требующих одновременного сокращения четного числа пропозициональных отрицаний:
Мама отказала сыну в просьбе о том, чтобы он отменил требование отца о запрете уклонения от поступков, вступающих в противоречие с тем, что говорила бабушка. Совпадают ли мнения мамы и бабушки. Обоснуйте свой ответ.
В процессе решения кадеты видят как влияет на результат последовательное использование отрицаний (инверторов).
Дальнейшие задачи, рассмотренные на уроке, были связаны с исполнителем Робот. Кадетам предстояло разработать программу для Робота, использующую три циклических алгоритма, закрашивающую все клетки в соответствии с рисунком. Начальное положение Робота – слева от вертикальной стены в нижней клетке, которая должна быть закрашена. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
Программа, предложенная в качестве решения, должна содержать одновременную проверку наличия стены сверху и возможности перемещаться влево – необходимый нюанс для выживания Робота на поле, а это уже рассмотренный ранее конъюнктор.
Кадетам понравилось, что весь урок им приходилось решать задачи из повседневной жизни изученные ранее абстрактные понятия отлично легли в общую картину существующей реальности.