Информационные технологии в военном деле

Главной задачей довузовского образования Министерства обороны Российской Федерации является создание основы для осознанного выбора будущей военной профессии.

IMG-20240506-WA0026 IMG-20240506-WA0024

ПрIMG-20240506-WA0032и этом необходимо понимать, что вступление мирового сообщества в эру информационной цивилизации обусловило фундаментальную роль информации в военном деле, переход информационных ресурсов в категорию стратегических. Всё это обуславливает изменения базовых образовательных ориентиров довузовского образования Министерства обороны, необходимость совершенствования образовательных технологий и предметного содержания учебных дисциплин, направленных на формирование у кадет умений информационного моделирования.

Важность проблемы формирования практических навыков информационного моделирования также подтверждает включение в профессиограммы военных специалистов разных направлений умения формулировки и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации.

В связи с этим педагоги Оренбургского президентского кадетского училища разработали специальный курс «Информационные технологии в военном деле», в котором информационное моделирование является компонентом познавательной деятельности.

Курс является логически встроенным продолжением учебного предмета «Информатика» и изучается в рамках обязательной программы. Выделение разделов, обеспечивающих интеграцию информатики и основ военной подготовки в отдельный спецкурс, способствует тому, что кадеты осознают важность изученного материала с позиции профессиональной направленности на военную службу.

Преподаватели Евлампьев А.В. и Щигал Е.С. приступили к занятиям, входящим с состав спецкурса, изучаемого только в курсе «Информатики» за 8 класс в Президентском кадетском училище. Результатами изучения раздела спецкурса «Применение метода триангуляции в войсках ПВО ВС РФ» будут навыки математического моделирования боевой обстановки программными средствами, понимание метода триангуляции и его роли в развитии науки и техники за последние 500 лет.

В завершении темы «Программирование на языке Python», изучаемой в рамках предмета «Информатика» в 8 классе,  кадеты знакомятся с методом триангуляции, который успешно применяется в войсках ПВО ВС РФ для стрельбы по воздушным целям в режиме «Чужой подсвет» или «Стрельба с ПЗУ». Преподаватели рассказывают кадетам историю измерения земных расстояний, объясняют математические основы триангуляции. Построение математической модели метода выполняется в виде программы на языке Python. При составлении программ используется математический аппарат, который кадеты изучают в курсе геометрии 9 класса, несмотря на это, они осваивают решение треугольника с использованием теоремы синусов и косинусов. Опережающее обучение позволяет рассмотреть данный раздел геометрии с практической точки зрения.

Итоговым проектом курса является имитация программирования работы бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) ЗРК «Бук-М3» в двух режимах.