На этой неделе в рамках урока технологии кадеты 86 взвода изучали основы одометрии в области робототехники с применением знаний на практике.
На уроке кадеты выяснили, что, во-первых, одометрия — это использование данных о движении приводов (моторов), для оценки перемещения робота, подсчёта пройденного пути, и, во-вторых, стандартной схемой одометрии робота, является использование энкодеров — датчиков оборотов мотора, которые предназначены для измерения количества оборотов или измерения угла поворота колес.
Таким образом ребята поняли, что если робот движется, то отслеживая данные энкодеров, можно легко узнать пройденное им расстояние и угол поворота по определенным формулам.
В одной из формул используется число Пи (p). Большинство кадет шестых классов не знакомы с этой константой. Поэтому эвристический метод, заключающийся в эксперименте по измерению длин окружностей колес разных диаметров позволяет наглядно увидеть и понять, каким образом появляется эта константа и чему равно ее значение.
Для закрепления знаний кадеты пытались на практике запрограммировать движение робота по определенным траекториям, которые отличались друг от друга нарастающей сложностью:1) робот должен проехать по траектории квадрата со стороной 68 см; 2) робот должен проехать по траектории правильного треугольника со стороной 50 см; 3) робот должен проехать по траектории «звезда»; 4) робот должен заехать в импровизированный гараж и специальным образом припарковаться в нем.
Задания кадетам очень понравились: присутствовал элемент соревнования и эвристический метод обучения помог некоторым ребятам найти парильное решение и разобраться с темой.
Запрограммировать робота по всем поставленным задачам получилось лучше всего у Морозова Алексея и Харшина Владислава.
Данная темя является одной из основополагающей и сложной в робототехнике, в основе которой лежат точные науки и легко прослеживаются межпредметные связи (математика, геометрия, физика, информатика), поэтому некоторые кадеты с низким уровнем математических знаний были приглашены на дополнительные индивидуальные задания и консультации по теме.
Полученные теоретические и практические знания на уроке будут использоваться на протяжении всего курса робототехники, так как являются фундаментальными в этой области. Так что у ребят будет возможность закрепить, отточить и применить на практике полученные знания и умения.