Одним из столпов робототехники является механика. На этой недели в рамках предмета «Технология» кадеты первого курса изучают одну из сложнейших тем в инженерно-техническом направлении — механические передачи.
Учитывая значимость и важность темы, Прилепина Анна Васильевна поставила перед собой следующие задачи занятия в 16 взводе:
- Сформировать понятия: механическая передача, передаточное отношение, редуктор, мультипликатор.
- Изучить виды механических передач: зубчатая, цепная, реечная, червячная, планетарная, ременная, кулачковая.
- Сформировать знания как создать конструкцию, чтобы робот двигался быстрее или увеличивал тяговую силу в зависимости от поставленной задачи.
- Сформировать умения конструирования механических передач разных видов из деталей конструктора.
- Развить умения анализировать условие задачи, выделять исходные данные и анализировать полученный результат по теме занятия.
Для решения поставленных задач в основу был положен системно-деятельностный подхода с применением проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий. Проблемное обучение отражалось в сочетании самостоятельной познавательно-поисковой деятельности кадет при выполнении практической части занятия с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемность заключалась в поиске решения, как создать механическую передачу на определенное заданное передаточное число. Имя в конструкторском наборе разное количество шестерней с разным количеством зубцов, кадет должен был понять, как сгруппировать эти шестерни, сколько ступеней должна иметь передача. После сборки кадеты должны были защитить свою конструкцию и доказать преподавателю, что собранная передача имеет данное передаточное значение, ответив при этом на следующие вопросы:
- Какая шестерня является ведущей?
- Какая шестерня является ведомой?
- Сколько ступеней имеет передача?
- Передача понижающая (редуктор) или повышающая (мультипликатор)?
- Как ты получил заданное передаточное отношение?
Таким образом практическая работа была направлена и на понимание работы и назначения механической передачи, и на закрепление изученного материала в целом.
В занятии учтен дифференциальный подход: присутствовали задания повышенной сложности для обучающихся, заинтересованных в участии в соревнованиях и олимпиадах по робототехнике.
По результатам занятия самыми активными и смышлёными оказались Прусс Дмитрий, Синельников Егор и Боровик Андрей. По этапу подведения итогов и рефлексии можно сделать вывод, что урок прошел интересно и продуктивно для кадет. Ребята были очень заинтересованы руками собрать механические передачи.
Свои знания ребята в дальнейшем апробируют при сборке собственных роботов, моделируя боевую, промышленную или социальную технику.