Открытый командный турнир по робототехнике «ОренБот» проходит на базе Оренбургского ПКУ в восьмой раз.
В 2012 году на него съехались 22 команды из пяти образовательных учреждений, а в этом – уже 133 команды из 19 учреждений со всей Оренбургской области.
«Здорово, что есть те, кто зародили эту традицию и те, кто ее поддерживает», – подчеркнул ВРИО Губернатора Оренбургской области Д. В. Паслер в своем приветственном напутствии участникам. Он пообещал сделать робототехнику еще более открытой и популярной: ведь у любого школьника должна быть возможность реализовать свои идеи.
Для участников были предложены следующие соревнования:
- «Линия»
Робот должен за наиболее короткое время самостоятельно добраться от старта до финиша, следуя черной линии. Трассы различаются уровнем сложности в зависимости от возраста участников: для средней категории представлена инверсированная трасса, где робот должен распознать не только черную линию на белом фоне, но и, наоборот – белую на черном; трасса для старшей категории отличается крутыми поворотами и зигзагами.
Майстренко Н.В., руководитель ПМК информатики и ИКТ, технологии:
– Это все равно, что гонка автомобилей по серпантину: нужно не уйти в занос, держаться трассы. У старших участников линия извилистая; как и для водителя авто, трудность в том, чтобы подобрать оптимальную скорость движения.
- «Сумо»
Как и в японских единоборствах, суть испытания – принудить соперника коснуться пространства вне ринга. Эти соревнования традиционно привлекают больше всего зрителей, поэтому специально для них была организована видеотрансляция на большом экране.
Колодинская В.И., преподаватель кафедры информатики, комментатор соревнования:
– Все роботы разные, и у каждого своя тактика. Вот только что один «борец» подцепил другого и уложил «на лопатки». Но самое яркое в битве роботов – конечно, эмоции людей!
- «Лабиринт»
Автономный мобильный робот должен как можно быстрее добраться из одного конца лабиринта в другой и вернуться обратно. Как показывает практика, сложность здесь не только в прохождении лабиринта, но и в подборе оптимальной скорости – если робот двигается слишком быстро, он может застревать на поворотах.
Безверхний Сергей, 8 курс:
– Я уже выступал на всероссийских и всеармейских соревнованиях с разными
проектами – например, представил автономное транспортное средство, самостоятельно доставляющее груз из точки А в точку Б. Для меня эта площадка – отличная возможность потренироваться, попробовать свои силы. А начинающим эти соревнования придают веру в себя независимо от результатов прохождения трасс.
- «Роботизированный тир»
Робот совершает заезд по специальной трассе, во время которого должен без помощи человека поразить статичные мишени.
Анисина Мария, МОБУ «Гимназия №5»:
Датчики расстояния чувствительные: видят человека – стреляют мимо цели! Поэтому просят гостей не мешать участникам, а лучше всего – занять места сверху, оттуда и видно лучше. Чтобы попасть по мишени, робот снижает скорость, когда подъезжает к ней. Рассчитать, как ему это сделать – одна из самых сложных задач.
- «Робобиатлон»
Правила робобиатлона основаны на правилах танкового биатлона: робот должен преодолеть все препятствия, поразить мишень с огневой позиции (самое сложное испытание, по мнению жюри), доставить специальный груз и так далее.
Придворный Глеб, 7 курс:
Робобиатлон – это сложная полоса препятствий. Нужно пройти по полотну из поролона, травы, взобраться по ступеням. Но самое сложное – это подъем в гору. Вот у нашего робота проблемы: передняя часть недостаточно тяжела и он не может правильно перевалиться через препятствие.
- «Творческая категория»
Никаких ограничений в заданиях, целях и правилах: участник сам ставит своему роботу задачу, а тот – ее выполняет.
Барсукова М.М, постоянный член жюри, председатель жюри:
Бывали годы, когда у работ в творческой секции проявлялась какая-то единая негласная тематика: в один год было много проектов, связанных с экологией, в другой – с военными проектами, что, впрочем, неудивительно для кадетского училища. В этом году было много роботов-принтеров, некоторые из них даже были рассчитаны на применение в походных условиях: один, например, можно было повесить на стену и так использовать. Также было много проектов, которые, увы, не содержали программного управления. Но у авторов этих проектов есть хорошие перспективы, ведь сейчас они уже освоились и могут переходить на новый уровень роботостроения.
Нефедова В.Ю., к.п.н., доцент кафедры информатики, физики, методики преподавания информатики и физики ОГПУ член жюри творческой категории (дошкольники и начальная школа):
Очень порадовало, что среди участников есть и дошкольники – со своими проектами на основе Lego Duplo. Дети сами участвовали в программировании, и хотя им помогали взрослые, для их возраста это вполне нормально. Главное, что у всех есть планы на будущее – и это не может не радовать!
Дальнейшие перспективы у участников самые разные: конкурсов становится все больше, роботы становятся все сложнее. А возможность попробовать свои силы уже сейчас бесценна для будущих инженеров-изобретателей.