Робот или человек?!

16 сентября для кадет первого учебного курса на базе ПМК информатики и ИКТ был организован просмотр фильма «Его звали Роберт» (1967 г).

По сюжету, советский учёный Сергей Сергеевич создаёт экспериментального человекоподобного робота, предназначенного, по его замыслу, для освоения дальнего космоса. Робот по имени Роберт внешне похож на своего создателя, как близнец. Сергей Сергеевич решает провести испытание робота на существование в человеческой среде и отправляет его на свидание с невестой одного из своих сотрудников Таней, однако робот выходит из-под контроля.

maxresdefaultIMG_0043

IMG_0067IMG_0054

После просмотра фильма кадетам было предложено обсудить просмотренное онлайн. Воспитанники с энтузиазмом делились своими впечатлениями и попробовали самостоятельно ответить на вопрос, затронутый в фильме: может ли робот стать человеком и как человеку не превратиться в «робота».

«Робот, конечно, не станет настоящим человеком, но может попробовать», — предположил Ильдар Даутов.

«Человек, который лишен эмоций и разного рода чувств, не может считаться человеком», — к такому выводу пришел Виктор Колосов. «Эмоции – это то, что отделяет человека от других созданий природы».

«Чтобы человеку не превратиться в робота, ему нужно постоянно узнавать и чувствовать что-то новое», — считает Владислав Захаров.

IMG_0108IMG_0087

Ребята также обсуждали понравившиеся и запомнившиеся моменты. Несмотря на то, что фильм был снят почти полвека назад, кадетам был доступен и понятен юмор произведения и поднятые режиссером философские и социальные проблемы. И конечно, такой живой интерес не мог не заразить преподавателей, которые посмотрели фильм вместе со своими учащимися.

Майстренко Н.В. : «Затронутая тема нашла отклик в душе кадет. Они очень активно обсуждали фильм, прониклись проблемой, задавали содержательные вопросы. Направления обсуждения – высокие нравственные понятия и качества, которыми наделен человек. А самое главное, что фильм дал толчок к творческой работе. «Мы теперь будем создавать такого же Робота», — говорили некоторые кадеты».

Чурносова О.Н. «Фильм необычен для современного молодого человека. Я, в свою очередь, не ожидала такого живого детского интереса и неподдельной активности в обсуждении главных героев. Мероприятие имело мощный воспитательный и творческий эффект».

IMG_0102IMG_0069

Трофимов П.А. «Кино со смыслом. Сейчас зрителей таким редко балуют. Несмотря на то, что фильм старый, его было очень интересно смотреть. Режиссура и операторская работа, конечно, покажутся современному зрителю слабыми, но сценарий заслуживает особого внимания.
Поставленная проблема — может ли робот быть неотличим от человека во всём? — раскрывается в течение всего фильма. Создатель робота в начале – человек прагматичный и самоуверенный, к концу фильма начинает сомневаться в себе. Нравственные ценности и научная одержимость вызвали конфликт в душе ученого. Что интересно, этот, казалось бы, фантастический сюжет уже в свое время имел отсылки к реальности. Например, в 50-х гг. Андрей Сахаров, один из создателей водородной бомбы, переосмыслил свой вклад в человеческое достояние и стал правозащитником.
Помимо этого фильма, можно порекомендовать к просмотру другую советскую «робофантастику»:  «Приключения электроника», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам». Из литературы данной проблематике близки книги Айзека Азимова».

Очевидно, что коллективный просмотр художественного фильма – опыт положительный и плодотворный. Преподаватели ПМК информатики и ИКТ надеются и впредь применять этот вид деятельности для оптимизации учебного процесса.